Содержание
- 1 Франкофония (2015) отзывы
- 1.1 Отзывы о фильме «Франкофония»
- 1.2 Все отзывы о фильме Франкофония
- 1.3 Francofonia (2015, Россия, Франция, Германия, Нидерланды) , IMDb: 6.6
- 1.4 Рецензия «Афиши»
- 1.5 Авторизация
- 1.6 Отзывы и рецензии на фильм Франкофония
- 1.7 Francofonia
- 1.8 17 рецензий на фильм «Франкофония»
- 1.9 Франкофония (2015) отзывы
Отзывы о фильме «Франкофония»
Франкофония
Документальный, Драма (Германия, Франция, Нидерланды, 2015)
Рейтинг IMDB: 6.6 (2 025 голоса)
Отзывы
kicking
30 мая 2016 г., 13:28
Движение к оцепенению
Что можно ждать от документального фильма? Что можно ждать от документального фильма о музее? Пусть этим музеем и является великий Лувр. Очередной культурологической поделки? Всего этого могло и не быть. Культурный материк Лувр мог исчезнуть во время немецкой оккупации во Вторую мировую. Чем бы была Франция без Лувра? Россия без Эрмитажа? «Франкофония» — это сложноснятая драма о том, почему не исчез Лувр, что важнее — люди или искусство, почему представители одной и той же цивилизации уничтожают духовные ценности друг друга, почему искусство не хочет нас обучать предвидению. Умение поставить точные вопросы и идеализм веры в силу искусства.
Документалистика Сокурова во «Франкофонии» — не более чем способ через призму спасения Лувра открыто высказать именно то свое, что волнует и не дает покоя. Какими бы мы были, если бы не видели глаза тех, кто жил до нас? Как нас может воспитать классическая европейская портретная живопись? Эти вопросы важны для Сокурова как вопросы исторической культурной памяти. И я узнаю своих. Это народ.
Придуманный капитан Дерк, перевозящий через океан художественный груз. Точная метафора. Не более. В феврале море такое неспокойное. Нечеловеческое это дело перетаскивать через океаны искусство. Для Сокурова люди важнее. Поэтому появляются кадры из блокадного Ленинграда, так и не ставшего для «открытым городом» в отличие от Парижа. И карта Эрмитажа как плащаница без единого живого места с попаданиями немецких бомб. Большевистская Россия не народ-сосед в отличие от Франции. Все это варварство на Восточном фронте не имело ценности и подлежало истреблению. Не на все территории хватало таких просвещенных немецких историков искусства как Меттерних. Вы удивлены, что Германия проиграла войну? А когда она выигрывала?
История Жака Жежара и Вольфа Меттерниха показана как реконструкция старого фильма. Надо отдать должное Сокурову — фильм совершенен по качеству дизайна съемки. В нем все выглядит как настоящее. Настоящие, а не документальные герои. Призраки Лувра — тоже настоящие: Марианна как Свобода-Равенство-Братство и органчик-Наполеон как Это-Я. Они нужны Сокурову как примитивная иррациональность, передающая дух места. Фильм складывается в коллаж. И ирония мудрого рассказчика. Вам еще не надоело меня слушать? Осталось еще немного, потерпите.
Не дает покоя сокуровская мысль о совпадении интересов защитников памятников с интересами идеологии тоталитаризма. Опасное совпадение, по мысли автора. Не нужны никому контейнеры с ценным художественным грузом. Редко совпадают цели государства и искусства. «Франкофония» изначально снималась по заказу Лувра, но появилась в итоге как авторский фильм о спасении. За Лувром — мы сами. Все. Все человечество.
Все отзывы о фильме Франкофония
Francofonia (2015, Россия, Франция, Германия, Нидерланды) , IMDb: 6.6
Рецензия «Афиши»
«Мне кажется, фильм не получился». Этой репликой — голос автора узнается безошибочно — вы обезоружены сразу, на первых же кадрах «Франкофонии». Самокопание? Кокетство? Лукавство? Не только. Новая картина Александра Сокурова очень несовершенна; странное то ли вещество, то ли существо — но уникальное и увлекательное. Теперь и неловко вспоминать о расхожей точке зрения, будто смотреть Сокурова скучно. Если предшественник «Франкофонии», визитная карточка режиссера — «Русский ковчег», поражал своей безмонтажной цельностью, то нынешний впечатляет противоположным: свободой и эклектикой. Здесь нашлось место хронике и постановке, сценарию и импровизации, авторской эссеистике и тщательной драматургии, политике и искусству, фактографии и вольной фантазии с призраками. Анахронизмы, юмор, даже хулиганство. Всего понемногу. Прямо как в хорошем музее.
Не получилось прежде всего гармонии между заказчиком — Лувром, самым посещаемым музеем в мире, — и Сокуровым. По собственному признанию режиссера, дирекции Лувра не понравился ни сценарий, ни финальный результат. Тема — Франция в годы немецкой оккупации — по-прежнему щекотлива и болезненна, и это (опять же со слов автора) стало причиной, из-за которой «Франкофонию» не показали на Каннском фестивале. Зато в Венецию, где хватает собственных исторических демонов и даже главные здания фестиваля на острове Лидо остались от времен Муссолини, картину с удовольствием взяли. Смотрел переполненный зал. В конце была долгая почтительная овация.
Что до гармонии, то ведь эта картина вовсе не про нее. Она о неизбежности компромисса, без которого не способно выжить искусство. А еще о том, что культура вне власти и политики — недосягаемая утопия. Центральная канва фильма — негласный союз между директором Лувра 1940-х Жаком Жожаром и представителем оккупационных властей графом Францем Вольффом-Меттернихом, совместными усилиями которых уникальная коллекция музея не была разграблена и сохранилась в неприкосновенности до конца войны. Идиллическое взаимопонимание между двумя хранителями из противоположных лагерей — по Сокурову — все равно было достигнуто дорогой ценой, пусть платили ее и не французы. В те же дни музеи Восточной Европы и особенно большевистской России были подвергнуты беспощадному разгрому, в котором спасти удалось далеко не все шедевры. К сюжету это прямо не относится, но для Сокурова параллель оккупированного «Парижа, открытого города» с блокадным Ленинградом — едва ли не важнейшая в фильме.
Это лишь одна из многих параллелей с «Русским ковчегом». Там Эрмитаж в последних кадрах представал гигантским кораблем — то ли монументальным судном Ноя, то ли все-таки «Титаником», — а здесь, невзирая на внешне благополучную судьбу Лувра, с самого начала заявлен лейтмотив кораблекрушения. Английский подзаголовок «Франкофонии» — «Элегия Европы», что отсылает нас не только к серии документально-эссеистических картин Сокурова, но и к конкретной «Элегии дороги», своеобразному предшественнику двух «музейных» лент. Там бесконечно долгий медитативный путь через весь мир приводил лирического героя в картинную галерею Роттердама, где он останавливался у еще одного зримого образа крушения: «Вавилонской башни» Питера Брейгеля Старшего. В «Франкофонии» режиссер возвращается на ту самую дорогу, соотнося ее с Большой галереей Лувра. А пока он размышляет над этим, его единственный собеседник — таинственный капитан Дирк — везет на своем корабле контейнеры с драгоценным грузом, музейной коллекцией, через бушующий океан. Везет именно из Роттердама. Погода ужасная, шторм все сильнее, и уверенность в катастрофе нарастает.
Надо понимать так, что Европа, сама того не замечая, идет на дно. Да, Сокуров внимательно исследует многие шедевры Лувра, но раньше и внимательнее других — величайшую в истории картину о кораблекрушении, «Плот «Медузы» Теодора Жерико. Ну и показанный во всех деталях вывоз Ники Самофракийской из здания Лувра в эвакуацию — что, как не прозрачный и злой намек на капитуляцию Франции перед противником? Здесь — весь комплекс чувств русского интеллигента, ученика и наследника Европы по отношению к отторгающему его как чужого чопорному Старому Свету. И восхищение, и вина, и горечь, и упрек.
Можно сколько угодно обвинять Сокурова в тенденциозности, удивляться его смелым параллелям и оппозициям, критиковать попытки сравнить Эрмитаж и Лувр — но нельзя не признать очевидного: мы имеем дело с очень крупным и своевольным художником, который не может обойтись одним лишь почтением к своему материалу. Чем сомнительнее и неожиданнее его методы, тем сильнее их воздействие. Захочет полетать над Парижем на бомбардировщике, а потом вдруг задержится у ассирийских крылатых быков — а ты послушно следи за его траекторией, жди новых сюрпризов.
К примеру, Сокуров внезапно вводит в действие откровенно карикатурные призраки — воплощение Французской республики, деву Марианну в непременном фригийском колпаке, и самого именитого из собирателей коллекции Лувра, императора Наполеона: на нем, сами понимаете, треугольная шляпа и серый походный сюртук. Без ложного смущения режиссер заходит на поле поп-просветительства, почти как в американской детской комедии «Ночь в музее» (естественно, духи бродят по Лувру именно ночью). Потом оба фантома замирают перед «Джокондой», и каждый бубнит собственную мантру, видя в шедевре Леонардо свое отражение. Для Марианны в улыбке Моны Лизы — обещание свободы, равенства и братства (иных слов в ее лексиконе нет), для Наполеона — похвала ему, тирану, лучшему куратору искусств. Не так же ли все мы своими проекциями превращаем любое произведение, даже самое сложное и необъяснимое, в свидетеля своих взглядов и невольного союзника?
Присвоенный трактователем шедевр в момент может стать плоской картинкой из учебника. Для многих, но не для Сокурова. Напротив, он безо всякого 3D добивается эффекта поразительной трехмерности, с такой любовью и задумчивым вниманием камера удивительного оператора Брюно Дельбоннеля скользит по каждому квадратному сантиметру выбранной картины или скульптуры. Они выше понимания или анализа кинематографа. Осознание этого автором странным образом придает «Франкофонии» иррациональное благородство сиюминутного, отступающего в присутствии вечного. Созданные средствами кино портреты двух мужчин, давно ушедших в небытие, но когда-то сохранивших для вечности коллекции Лувра, обретают ту глубину и загадочность, которой авторы фильма любуются на лучших полотнах музея — тех лицах и фигурах из прошлого, которые, по мысли Сокурова, и содержат ДНК классической европейской культуры.
Сам он здесь — усталый после долгой дороги путешественник, которому трудно искать общий язык с вежливыми хозяевами. Русский, чужой. Фильм о Франции, в продюсерах — немцы, голландцы и французы; а все равно закадровый текст — на русском, в первых же кадрах Толстой с Чеховым. Даже старинная французская песенка, звучащая за кадром, придумана Чайковским (в финале вдруг услышится и вовсе мелодия гимна СССР, умелой аранжировкой превращенная в похоронный марш). Таким — пришельцем — Сокурова видит Европа. Для нас все иначе: отсюда, из России, Сокуров сегодня кажется главным нашим европейцем. И фильм его — хоть сейчас в музей. Если не в Лувр, то точно в Эрмитаж.
Авторизация
Отзывы и рецензии на фильм Франкофония
Francofonia
В России — 17 марта 2016 года (Cinema Prestige)
Мировая — 4 сентября 2015 года
88 минутФранция, Германия, Нидерланды, Idéale Audience , Zero One Film , N279 Entertainment Режиссёр Александр Сокуров Сценарист Александр Сокуров Продюсер Эльс Вандеворст Композитор Мурат Кабардоков Актёры Луи-До де Ланкесэ , Беньямин Утцерат , Венсан Немет , Джоанна Кортальс Альтс , Андрей Челпанов , Александр Сокуров , Франсуа Смешны , Петер Лонцек , Адольф Гитлер , Эрик Моро
17 рецензий на фильм «Франкофония»
Новая картина Александра Сокурова очень несовершенна; странное то ли вещество, то ли существо — но уникальное и увлекательное.
Что такое эта «Франкофония»? Нет для нее стандартов, нет определений. Киноэссе, интимный дневник, исторический экшн, легчайший синтез хроники, игровой исторической драмы, видеоарта и, почему бы нет, образовательной программы; в строго.
Компромисс и его цена — вот главная тема этой с виду простой, но на самом деле провокационной картины, в которой Сокуров не удержится и сравнит мирный Париж военных лет с блокадным Ленинградом. Оператор-виртуоз Бруно Дельбоннель, снимавший до того.
Главное же здесь чувство — конечно, трепет перед искусством как таковым, перед великой непрерывной метафорой бытия, для которой куда важнее маленькие фигуры музейщиков, хранителей и энтузиастов, чем будто бы великие тираны и правители.
«Франкофония» — это сложноснятая драма о том, почему не исчез Лувр, что важнее — люди или искусство, почему представители одной и той же цивилизации уничтожают духовные ценности друг друга, почему искусство не хочет нас обучать предвидению.
Удивительно, как кино без напряженного внешнего сюжета может удерживать внимание зрителя полтора часа. Удивительно, сколько добродушного юмора и чувства легкости может быть в фильме, затрагивающем столь серьезные проблемы.
Это фильм-размышление, фильм-монолог, в котором иллюстрацией для закадрового текста может оказаться что угодно.
Сокуровская песнь мировой культуре, однозначно обязательная к просмотру.
«Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией» — синтез искусств и смыслов, не поддающийся единой трактовке. Каждый поймёт её по-своему и, быть может, не согласится с вышеизложенным мнением.
Морская стихия — метафора исторической, в которой, комментирует Сокуров, «нет ни смысла, ни совести». Ни Толстой, ни Чехов, к духам которых, почти ерничая, взывает режиссер, не способны указать кораблю спасительный маршрут в будущее.
«Франкофония» — это нарезка архивных кадров, фотографий, кадров из Лувра и псевдоигровых вставок под аккомпанемент проникновенного голоса Сокурова.
«Франкофония» напоминает о потрясающем таланте Сокурова-документалиста. С невероятной свободой и мастерством он сопрягает в одном коротком, менее полутора часов продолжительностью, фильме Первую и Вторую мировые войны, хроникальные кадры с Толстым и.
«Франкофония» Александра Сокурова — фильм не просто сложный. Он усложняет то, что любая другая картина сделала бы элементарным, разложила бы по полочкам или навешала бы ярлычков.
«Франкофония» — это одновременно и документальное кино, и историческая драма, но больше это «проза в стихах», а точнее «проза в картинках». Мизансцены становятся объемными, формат экрана меняется. Записанные мысли на несколько абзацев приобретают.
Снятый в неописуемой документально-игровой манере фильм «Франкофония» поначалу кажется розыгрышем маститого режиссера, с возрастом почувствовавшего вкус к юмору (справедливости ради – раньше Александр Николаевич чувством юмора не особо грешил).
Это картина как раз о том, как разобраться с беспокойными призраками прошлого — если не прогнать их восвояси, как фашистов, то хотя бы примириться. В общем, о том, чего, если разобраться, сегодня не хватает больше всего.
Сокуров бесстрашно — по меркам сегодняшнего дня — ставит рядом «русский мир» и Европу, уравнивает французскую и русскую катастрофу Второй Мировой, оккупацию и блокаду, Толстого с Чеховым и Наполеона. Контекст дня сегодняшнего придает отвлеченным.
Франкофония (2015) отзывы
группа: участники+
сообщений: 9 965
проживает:
Россия, Е-бург
Франкофония / Francofonia , 2016
Франция, Германия, Нидерланды
режиссер: Александр Сокуров
сценарий: Александр Сокуров
В главных ролях: Луи-До де Ланкесэ, Benjamin Utzerath, Венсан Немет, Джоанна Кортальс Альтс
Вчера собирались сходить на «Бобровых», но после неожиданного «Лондона» я воспротивился и сказал, что столько веселья за выходные не потяну и предложил сходить на программную «Франкофонию». Но каждый остался при своих, и на Сокурова я отправился в одиночестве.
Для меня это, наверное, один из самых «уютных» фильмов Сокурова. При всем смешении документального и игрового, напоминающего временами «Чемоданы Тульса Люпера», он кажется импровизацией, чуть ли не «стендапом.» Проблема с подобными фильмами в том, что, при букете смыслов, отзыв о них оказывается чаще всего пересказом увиденного, поэтому остальное- под спойлером.
Спойлер!
По итогу фильм мне показался взглядом на парижский Лувр человека из другой культурной и географической среды, который обозначает интересующие его темы, но считает себя не вправе давать им оценку.
Есть ли оправдание капитуляции перед врагом при угрозе уничтожения памятников культуры человечества? Или, как говорят у них: “Paris vaut une messe” / «Париж стоит мессы». А стоит ли?
Трейлер:
группа: участники+
сообщений: 3 655
проживает:
Россия, выползовО
группа: участники
сообщений: 35 889
cтрана: Германия
группа: модераторы
сообщений: 89 891
проживает:
Россия, Москва
группа: участники+
сообщений: 9 965
проживает:
Россия, Е-бург
Мне показалось, что Сокуров не то, чтобы спорит об этом с собой, а, скорее, видит здесь что-то вроде парадокса.
С одной стороны, единственное, чем может морально оправдаться человечество, — это его культурный опыт.
С другой- на само человечество он, в общем, кажется, никак не влияет.
В начале фильма режиссер пытается разбудить Толстого и Чехова, чтобы они остановили безумие войн 20-го века.
Вроде: «Антон Палыч, вставайте! Посмотрите, что творят.»
И через паузу: «Нет, не проснется.»
_______________________
Вообще это тот случай, когда трудно говорить о фильме с не смотревшими.
Впечатления о нем- сугубо индивидуальны, поэтому легко создать неверное представление о сабже в целом.
группа: участники
сообщений: 35 889
cтрана: Германия
Толстой вообще-то уже писал: «Патриотизм или мир?» (1895), «Патриотизм и правительство» (1900). Не помогло. Ничего, разумеется, не остановил.
группа: участники+
сообщений: 9 965
проживает:
Россия, Е-бург
Перед собой, перед Богом, Высшим Разумом, высокоразвитыми инопланетными цивилизациями. Кому что больше нравится.
Сокуров, очевидно, обращается не непосредственно к Толстому и Чехову, а, скорее, к их гуманистическим идеям, которые вроде бы должны были прорасти в их благодарных читателях. Ну и тут имеются в виду не только эти двое, а вся литература, вся музыка, вся живопись и т.п.
группа: участники
сообщений: 35 889
cтрана: Германия
Мне пока ничто. В том смысле, что люди существуют, как существуют другие звери. «Так природа захотела». У прочих зверей вон вообще никакой культуры нет, живут без памятников. Нужно ли какое-то оправдание существования зверей?
Ну так фигня это про «нужные книжки в детстве читал». Те же ж немцы росли на Бахе, Гёте и прочих живописях. Считались «культурной нацией».
группа: участники
сообщений: 35 889
cтрана: Германия
группа: участники+
сообщений: 9 965
проживает:
Россия, Е-бург
группа: участники+
сообщений: 16 482
проживает:
Россия, Владивосток
группа: участники+
сообщений: 9 965
проживает:
Россия, Е-бург
группа: участники
сообщений: 35 889
cтрана: Германия
В моей области ни малейшего намёка. Поэтому перечитала Толстого :
Патриотизм, как чувство исключительной любви к своему народу и как учение о доблести жертвы своим спокойствием, имуществом и даже жизнью для защиты слабых от избиения и насилия врагов, — был высшей идеей того времени, когда всякий народ считал возможным и справедливым, для своего блага и могущества, подвергать избиению и грабежу людей другого народа; но уже около 2000 лет тому назад высшими представителями мудрости человечества начала сознаваться высшая идея братства людей, и идея эта, всё более и более входя в сознание, получила в наше время самые разнообразные осуществления. Благодаря облегчению средств сообщения, единству промышленности, торговли, искусств и знаний люди нашего времени до такой степени связаны между собою, что опасность завоеваний, убийств, насилий со стороны соседних народов уже совершенно исчезла, и все народы (народы, а не правительства) живут между собой в мирных, взаимно друг другу выгодных, дружеских торговых, промышленных, умственных сношениях, нарушать которые им нет никакого ни смысла, ни надобности. И потому, казалось бы, отжившее чувство патриотизма должно было бы как излишнее и несовместимое с вошедшим в жизнь сознанием братства людей разных народностей, всё более и более уничтожаться и совер исчезнуть. А между тем совершается обратное: вредное и отжитое чувство это не только продолжает существовать, но всё более и более разгорается.
Народы без всякого разумного основания, противно и своему сознанию, и своим выгодам, не только сочувствуют правительствам в их нападениях на другие народы, в их захватах чужих владений и в отстаивании насилием того, что уже захвачено, не сами требуют этих нападений, захватов и отстаиваний, радуются им, гордятся ими.
Происходит это оттого, что правящие классы (разумея под этим не одни правительства с их чиновниками, но и все классы, пользующиеся исключительно выгодным положением: капиталисты, журналисты, большинство художников, ученых) могут удерживать свое исключительно выгодное в сравнении с народными массами положение только благодаря государственному устройству, поддерживаемому патриотизмом. Имея же в своих руках все самые могущественные средства влияния на народ, они всегда неукоснительно поддерживают в себе и других патриотические чувства, тем более, что эти чувства, поддерживающие государственную власть, более всего другого награждаются этой властью.
Источники:
http://www.movielib.ru/movie/703954/reviews
http://www.afisha.ru/movie/226007/reviews/
http://kritikanstvo.ru/movies/frankofoniya/
http://club443.ru/index.php?showtopic=194381