Отзыв о Камилла Клодель, 1915

Рецензия на фильм «Камилла Клодель, 1915»

Впечатляющая артхаусная драма о страданиях женщины, преданной близкими и запертой в психбольнице

Южная Франция, 1915 год. Страдающая паранойей скульпторша Камилла Клодель (Бинош) вот уже второй год живет в психиатрической лечебнице. Хотя она заметно адекватнее прочих пациенток, врачи и медсестры не делают для нее никаких поблажек, и Камилла страшно мучается вдали от родных, друзей и парижской мастерской. Единственная отдушина в ее жизни – редкие визиты младшего брата Поля (Венсан). Который, собственно, и запер сестру в больнице, когда умер их отец.

Кадр из фильма «Камилла Клодель, 1915»

Одна из ключевых медицинских истин гласит, что больных лучше держать порознь. Ведь пациенты обычных больниц друг друга заражают, а пациенты «психушек» друг друга раздражают. Даже здоровому человеку трудно провести несколько часов в обществе шизофреника или аутиста. А каково человеку с расшатанной психикой в окружении душевнобольных? Именно поэтому для сознательного психиатра продолжительная госпитализация – крайняя мера. В начале XX века, однако, сознательных психиатров было мало. Очень мало.

Кадр из фильма «Камилла Клодель, 1915»

В то время на Западе многие психбольницы зарабатывали тем, что годами держали взаперти женщин, провинившихся перед семьями. Одной из таких несчастных была Камилла Клодель – ученица, любовница и муза Огюста Родена, автора «Мыслителя». Когда отношения Камиллы с мэтром завершились, женщину признали талантливой скульпторшей в своем праве, и в начале XX века ее работы неплохо продавались. Позднее, однако, Камилла пережила нервный срыв, и родные воспользовались этим, чтобы сплавить «блудницу» в желтый дом и держать ее там до самой смерти. Хотя врачи считали, что женщина может и должна жить самостоятельно.

Кадр из фильма «Камилла Клодель, 1915»

Если вышедший в 1988 году и номинированный на два «Оскара» фильм Брюно Нюиттена «Камилла Клодель» рассказывал о романе героини с Роденом, то картина Брюно Дюмона посвящена жизни Камиллы в больнице. При этом лента лишена артхаусного хулиганства и заигрывания с абсурдом, которые встречались в предыдущих творениях Дюмона («Жизнь Иисуса», «29 пальм», «Фландрия»). Новая «Камилла» – это реалистичное и минималистское изображение страданий нестабильной, но сравнительно здравомыслящей женщины, которая вынуждена прозябать в паноптикуме. Постоянные крики, стоны, смех без причины, искаженные уродством лица, бессмысленные прогулки, прием ванны у всех на виду и даже вечно шелестящий листвой ветер…Лечебница, показанная в фильме, как будто специально построена и организована, чтобы бесить и угнетать пациентку вроде Камиллы. Которой там явно нечего делать.

Ранние фильмы Дюмона можно было упрекнуть в любимом артхаусном грехе – затянутости. Действие «Камиллы» тоже развивается с черепашьей скоростью, но здесь это абсолютно оправдано. Чем сильнее раздражает тягучесть повествования, тем проще осознать, какой пыткой было прожить годы и десятилетия в таком ритме. И тем проще возненавидеть напыщенного индюка Поля, который так уверен в своей фарисейской непогрешимости, что, зайдя в храм, не слушает наставления кюре, а сам читает священнику лекцию о пути к Богу. Отличная игра Жан-Люка Венсана! Хотя главная звезда картины – это, конечно, безупречная и потрясающая Жюльет Бинош.

Camille Claudel, 1915

Камилла Клодель, 1915

История о французском скульпторе Камилле Клодель, чья одержимость мыслью, что ее завистники, также как и ее бывший любовник — Огюст Роден, преследуют ее, побудило семью Камиллы отправить ее в психиатрическую клинику на юге Франции. В фильме показаны ее бесконечные бдения, в надежде найти понимание и признание ее таланта, а также в ожидании визита любимого брата, писателя Поля Клоделя.

Рейтинг фильмов 2013 года #79

Общий рейтинг фильмов #595

Критика фильма — отзывы, комментарии

Три-четыре зрителя в зале на второй день проката – это не самый плохой показатель для фильмов Бруно Дюмона. Вряд ли на сеанс, начинающийся ближе к 12 ночи, попадёт случайная группа подростков или любовная парочка. Кому это нужно, да ещё и на языке оригинала с русскими субтитрами? Пожалуй, тут можно говорить только об интересе критиков и некоторых синефилов. Если ворваться в соседний кинозал с оружием в руках и за шкирку притащить случайного перепуганного зрителя на премьеру «Камиллы Клодель, 1915», то вряд ли от него можно будет добиться хоть сколь-нибудь адекватного рассказа о новой работе французского автора. Оценивая творчество Дюмона с негативных позиций, каждый его фильм можно охарактеризовать коротким предложением: скучное нечто о провинциальных идиотах, где большую часть времени ничего не происходит, но периодически можно наблюдать попытки испугать жестокостью и удивить письками или неадекватным поведением. Впрочем, лично мне больше нравится такая формулировка: Бруно Дюмон снимает сугубо авторское кино без компромиссов, это удивительный и очень требовательный к зрителю режиссёр, просмотр его фильмов – не развлечение, а скорее уж работа, однако при должном уровне концентрации очень просто окунуться с головой в мир люмпенской эстетики, вызывающего натурализма и психических отклонений. Для Дюмона характерен потрясающе живой минимализм, но здесь нет ничего общего с гениальной простотой Брессона, тут скорее можно говорить о типе аскетизма популярного у современных режиссёров: нарочито простая форма и радикальное содержание. В своём новом фильме «Камилла Клодель, 1915» Бруно Дюмон немного удаляется от своей манеры повествования и даже ненароком заглядывает на территорию моего любимого европейского автора – Ингмара Бергмана.

Читать еще:  Поддубный (2014) отзывы

Подавляющая часть творчества Бергмана представляет собой исследование глубин человеческой психики. Великий швед часто обращается к теме взаимоотношений, однако делает при этом упор на интеллигенцию и интеллектуалов, способных выразить свои чувства словами. Сложная мотивация, базирующаяся на двойственной сущности людей, это скорее некая абстрактная динамическая конструкция, нежели детский пазл, имеющий конкретное конечное решение. При этом, конечно, Бергман – театральный режиссёр, который расширяет на большом экране рамки театра за счёт крупных планов и шикарного монтажа. Дюмон, разумеется, менее искусный художник, но при этом всё же заметный препаратор темнейших закоулков человеческой души от мира кино. Он в своих экспериментах, напротив, предпочитает использовать простых людей, эмоции и действия которых не находят выхода в виде словесного анализа. К примеру, жанр дебютного полного метра француза «Жизнь Иисуса» на одном из сайтов был иронично обозначен как «житие низов». С «Камиллой Клодель» всё несколько иначе: здесь всё тот же очень условный сценарий, много импровизации, непрофессиональные актёры, но мы имеем дело уже не с фильмом о люмпенах для умников. На первый план у Дюмона выходят аристократы в лице Жульет Бинош, исполнившей главную роль, и Жана-Люка Винсента, сыгравшего её брата. Оба ощутимо фальшивы. Лично меня в фильмах Дюмона всегда поражала фантастическая естественность «маленьких людей», им не приходится играть. Многозначительные взгляды, обретающие смысл в зависимости от контекста, это такой кулешовский трюк, который здорово работает, если его правильно применять. А вот станиславщина и попытки сыграть женщину на грани нервного срыва в окружении реальных сумасшедших – смело, но предсказуемо провально.

Сама история Камиллы Клодель, француженки, широко известной благодаря своему таланту скульптора и насильственному заточению в психиатрической клинике, имеет невероятно широкие возможности для толкования. Как она пережила 30 лет, находясь в постоянном контакте с сумасшедшими? Врач тоже находится в контакте с больными, но это стресс совсем другого уровня. Тем более, надо понимать, что врачи не просто так пытались убедить семью Клодель, что нужды держать Камиллу под замком нет, но никто так и не дал согласия на её освобождение. Однако, в итоге, вместо развития истории несчастной женщины, нам большую часть фильма приходится наблюдать за попытками Бинош выдавить из себя улыбку в каком-нибудь случайном эпизоде или закатить без каких бы то ни было причин истерику в окружении настоящих психически больных. Положение дел омрачает ещё и присутствие в кадре брата Камиллы, чьё воплощение на экране Жаном-Люком Винсентом необъяснимо ужасно. Фильму нужен был Пол Клодель, безусловно, но вся эта натужная болтовня никуда не годится. Я никак не ожидал такого упора на крупных планах и театральных страдальческих монологах, притянутых за уши. Дюмону обычно не требовалась помощь в виде банальных псевдо-философских рассуждений, а от смакования страданий отдаёт пародией на Бергмана. Сила французского автора была в недосказанности. И Бинош, и Винсент, кажется, совершенно не понимают, что происходит, они выглядят растерянными перед камерой, но когда они открывают рот, то это значительно усугубляет ситуацию. После таких сцен я всегда вспоминаю «Шёпоты и крики»: сколько эмоций пробегает на лице сестёр во время их жарких бесед? Живые глаза, в которых переход от раскаяния до насмешки и злобы мы ощущаем, даже не вслушиваясь в текст, микромимика, характерная для каждого человека, но часто не находящая себе места в кинопостановках – это всё признаки понимания всей сложности отношений человека с окружающими его людьми и с самим собой. Профессиональные актёры у Дюмона кажутся задеревеневшими. И это при том, что сумасшедшие и работники клиники выглядят предсказуемо безупречно. Дюмону не нужны помощники в виде профессиональных актёров, он мастерски работает с типажами, а не последователями системы Станиславского. В сценах с безумной мадам Люка видится старый-добрый киноманьяк, умеющий показывать без прикрас табуированные в Голливуде вещи. Да и эпизод с репетицией спектакля был бы идеален, если из него вырезали бы нелепую истерику Бинош. Мне всегда казалось, что снимать лучше всего о том, что ты лучше всего понимаешь и чувствуешь. Конечно, история кино знает Кубрика, поставившего сразу несколько гениальных фильмов, совершенно не похожих друг на друга, но я абсолютно убеждён, что лучше бы Дюмону оставаться Бруно Дюмоном, а не пытаться экспериментировать на поле чисто бергмановской эстетики. В его способностях снять, например, молодёжную комедию я тоже сомневаюсь. Новый опыт – это не так уж и плохо, если только подойти к этому с трезвой оценкой собственных возможностей и полным пониманием своих слабых и сильных сторон.

Читать еще:  Партия Еды отзывы

Надо сказать, что со времён своих первых работ, Дюмон ощутимо продвинулся в ремесле. Для подобных режиссёров вообще характерна некоторая скупость в том, что касается формы, но правильное использование малой грубины резкости в отдельных эпизодах и эти потрясающе уместные порывы ветра говорят о том, что он сделал шаг в сторону эстетики Рейгадаса и Тарра. Несмотря на общий уровень его последних работ, я очень надеюсь на то, что Дюмон всё-таки ещё снимет своё «Сатанинское танго» или «Безмолвный свет», продемонстрировав свой яркий и индивидуальный подход к языку кино.

Все отзывы о фильме Камилла Клодель, 1915

Camille Claudel, 1915 (2013, Франция) , IMDb: 6.5

Отзывы пользователей

  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии

У вас обязательно должно получиться вынести за скобки притворное аллилуйя, ничего в действительности не означающее и ни к чему не обязывающее, для того, чтобы почувствовать истинное искупление на кресте, коим станет двойное ощущение собственной несвободы — абсурдное осознание души, что она заточена дуально в телесную сковывающую ее оболочку и в стены обители для людей с измененным восприятием действительности. Априори безнадежную попытку вырваться наружу предпринимать стоит едва ли — она лишь превратится в гениальным образом сыгранный Жюльет Бинош меланж обращенных в бесконечное небо устремлений, символом которых станет одинокий платан, так и не сумеющий обрести свои листья в лучах зимнего солнца Прованса, и резко сменяющий их симбиоз дрожи на губах, проекцию внутренней боли в покрасневших уставших глазах и ощущение собственного бессилия, которое будет выражено неловко слепленной и в страхе оброненной фигуркой из найденной в саду в попытке освобождения глины. Обретет ли Сизиф смысл в обсессивном закатывании камня в гору?

Вчера побывали с мужем на премьере. Обидно, что, несмотря на первый день проката и на не самый попсовый кинотеатр, в зале было всего несколько зрителей. Наверное, из-за того, что у нас не на слуху имя этой знаменитой скульпторши.

А, вообще, в конце 19 века Камилле Клодель пророчили большое будущее, называли гением, а ее работы считались одними из самых сильных того времени. Она с детства была очарована камнем и глиной и сразу поняла, что хочет стать художником или скульптором. В начале своего творческого пути Камилла брала уроки у Огюста Родена, а затем сама стала его музой, источником вдохновения, моделью и любовницей, но при этом не перестала творить, и делала это все лучше и лучше. Впрочем, фильм, который мы посмотрели, — это не фильм-биография. Точнее, не полная биография — фильм рассказывает лишь об одном годе жизни Камиллы Клодель. Правда, этот год, как и целая череда точно таких же последующих, составили почти половину ее жизни.

Наверное, судьба Камиллы — одна из самых страшных, которые только могут быть у человека. Через 8 дней после смерти ее отца, который всегда ее морально поддерживал, ее по инициативе ее брата Поля отправляют в психиатрическую лечебницу. До сих пор так толком никто и не знает: была ли больна Камилла. За восемь лет до этого у нее стали наблюдаться некоторые нервные расстройства, но, в целом, по свидетельствам многих, она, хоть и жила уединенно, но сохраняла рассудок. Да и потом, после нескольких лет проведенных в лечебнице, сами врачи рекомендовали брату, матери и сестрам Камиллы забрать ее домой. Но те наотрез отказывались. И если брат, хотя бы навещал ее там несколько раз в год, все остальные члены семьи не приезжали к ней ни разу, отвернулись навсегда. Это страшно.

Камилла так и умерла в лечебнице. Тогда ей было почти 79 лет. Всего же в больнице для умалишенных она провела 30 лет.

В общем-то, никакого особого действия в фильме нет. События в нем разворачиваются в аббатстве, где была расположена лечебница, — через два года после того, как Камилла Клодель была туда помещена. Посещение доктора, обеды и ужины, водные процедуры, прогулки в горы с послушницами, даже небольшой театр на территории аббатства, где играют сами пациенты. Казалось бы, ничего особенного. Только крики и стоны психически нездоровых людей, их жуткий смех, постоянное пребывание в такой атмосфере, ни одного письма от родственников за исключением брата и полное одиночество. Камилла показана в фильме, как совершенно адекватная и не потерявшая рассудок женщина, какой, скорее всего, она и была, по крайней мере, в начале своего «лечения». И каково же ей было находиться в такой среде.

Читать еще:  Отзыв о Hookah project кальянная

Еще интересно, что в фильме «Камилла Клодель, 1915» на вторых ролях снимались настоящие психические больные. И в этом можно легко убедиться, едва увидев их лица. Для меня это было большим открытием, так как я, вообще, не представляю, как людей с такими заболеваниями, как показано, можно уговорить что-то делать на камеру.

Лично мне фильм понравился. Хотя, возможно, что понравился больше всего именно с точки зрения «профессионального» интереса. Когда-то давно я увлекалась психиатрией, и мне было интересно посмотреть на особенности поведения этих пациентов, пусть и в кино. А, вот, мужу кино показалось скучным. Так что, рекомендовать к просмотру этот фильм могу только тем, кому интересны эпизоды жизни Камиллы Клодель, тем, кто любит фильмы-биографии, или, кто, как я, заинтересуется его особенностями.

Авторизация

Отзывы и рецензии на фильм Камилла Клодель, 1915

Camille Claudel, 1915

Мировая — 12 февраля 2013 года

95 минутФранция, 3B Productions , arte France Cinéma , C.R.R.A.V. Nord Pas de Calais Режиссёр Брюно Дюмон Актёры Эммануэль Кауффман , Клэр Перад , Мириам Аллен , Николь Фор , Роберт Лерой , Флоренция Филипп , Марион Келлер , Сандра Ривера , Жан-Люк Винсент , Жюльетт Бинош Сценаристы Брюно Дюмон , Поль Клодель , Камиль Клодель Продюсеры Рашид Бушареб , Жан Бреа , Мюриэль Мерлин

15 рецензий на фильм «Камилла Клодель, 1915»

Таким образом, есть правда Поля и правда Камиллы. Что до смысла или морали этой истории (ведь только истории обладают такой привилегией), то она существует только для зрителя. Ведь Дюмон оставляет Камиллу там, где еще ничего не свершилось. Где она.

Сумасшедшие в его фильме – настоящие, с перекошенными лицами, с безумием в глазах, врачи измождены, пейзаж из окна – такой прекрасный, мгновенно запечатленный, бесконечно далекий.

Впечатляющая артхаусная драма о страданиях женщины, преданной близкими и запертой в психбольнице.

Так, храбро тараня штампы старого искусства или то, что кажется штампами, кино не хочет знать уроков прошлого и снова получает теми же граблями по лбу.

Решенная в жанре трагедии история одной недели Камиллы Клодель — скульптора и музы Огюста Родена, которая последние годы жизни провела в психиатрической больнице. Главную роль исполнила Жюльет Бинош.

Несмотря на отстраненность, режиссер явно симпатизирует своей героине. К приговору в итоговых титрах, сообщающих о смерти Камиллы в стенах больницы спустя долгие, долгие годы, на ее лице появляется слабая, но ровная улыбка: Дюмон дарит ей хотя бы.

«Крики, мычание, завывание, гогот — это невыносимо», — делится героиня Бинош. Побывав на фильме, с этим сложно не согласиться.

Несмотря на насыщенную драмой жизнь реальной Клодель, кино у Дюмона вышло до предела стерильное, минималистичное, но при этом точное в деталях. Но в этом-то и кроется его сбивающий с ног секрет. Режиссер оставляет за кадром и талант Клодель, и ее.

И тем не менее эта победа демонического Родена над страдалицей Камиллой, потерявшей все, в финале фильма не выглядит такой уж однозначной, в том числе и благодаря слабой улыбке Жюльетт Бинош, сидящей на фоне каменной стены, на которой трепещут.

В прокат вышел фильм Брюно Дюмона «Камилла Клодель. 1915» — радикальный антибайопик и столь же радикальный обвинительный акт по делу французской культуры и религии как таковой.

Новый фильм Бруно Дюмона, любителя шокировать зрителей неожиданными членовредительствами, на этот раз отправившего Жюльет Бинош в настоящую психушку.

Но «Камилла Клодель» не режиссерский, а актерский бенефис — Жюльет Бинош.

Его фильм практически моноспектакль актрисы уникального дара. Жюльетт Бинош была права, напросившись именно к этому режиссеру. Имея в распоряжении только саму себя и его идею, она сумела оставить на экране слепок не только жестокой драмы Камиллы.

Фильм пронизан этим ощущением жалости и сочувствия к персонажу. Поль Клодель, появляющийся к концу фильма, и вовсе берет на себя амплуа антигероя. Любимый брат встречает Камиллу холодом и осуждением: Поль был известен своей религиозностью и в.

Помнится, в фильме «Камилла Клодель» 1988-го года были нешуточные шекспировские страсти, отношения двух могучих характером и Жерар Депардье с Изабель Аджани в главных ролях; у Дюпона же зрителю в душу смотрит одинокая старая женщина. Смотрит, и не.

Источники:

http://www.film.ru/articles/kamilla-klodel-1915

http://rottenaparts.ru/film/camille-claudel-1915

http://www.afisha.ru/movie/215798/reviews/

http://kritikanstvo.ru/movies/camilleclaudel1915/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector