Камилла Клодель, 1915 отзывы

Camille Claudel, 1915

Камилла Клодель, 1915

История о французском скульпторе Камилле Клодель, чья одержимость мыслью, что ее завистники, также как и ее бывший любовник — Огюст Роден, преследуют ее, побудило семью Камиллы отправить ее в психиатрическую клинику на юге Франции. В фильме показаны ее бесконечные бдения, в надежде найти понимание и признание ее таланта, а также в ожидании визита любимого брата, писателя Поля Клоделя.

Рейтинг фильмов 2013 года #79

Общий рейтинг фильмов #595

Критика фильма — отзывы, комментарии

Три-четыре зрителя в зале на второй день проката – это не самый плохой показатель для фильмов Бруно Дюмона. Вряд ли на сеанс, начинающийся ближе к 12 ночи, попадёт случайная группа подростков или любовная парочка. Кому это нужно, да ещё и на языке оригинала с русскими субтитрами? Пожалуй, тут можно говорить только об интересе критиков и некоторых синефилов. Если ворваться в соседний кинозал с оружием в руках и за шкирку притащить случайного перепуганного зрителя на премьеру «Камиллы Клодель, 1915», то вряд ли от него можно будет добиться хоть сколь-нибудь адекватного рассказа о новой работе французского автора. Оценивая творчество Дюмона с негативных позиций, каждый его фильм можно охарактеризовать коротким предложением: скучное нечто о провинциальных идиотах, где большую часть времени ничего не происходит, но периодически можно наблюдать попытки испугать жестокостью и удивить письками или неадекватным поведением. Впрочем, лично мне больше нравится такая формулировка: Бруно Дюмон снимает сугубо авторское кино без компромиссов, это удивительный и очень требовательный к зрителю режиссёр, просмотр его фильмов – не развлечение, а скорее уж работа, однако при должном уровне концентрации очень просто окунуться с головой в мир люмпенской эстетики, вызывающего натурализма и психических отклонений. Для Дюмона характерен потрясающе живой минимализм, но здесь нет ничего общего с гениальной простотой Брессона, тут скорее можно говорить о типе аскетизма популярного у современных режиссёров: нарочито простая форма и радикальное содержание. В своём новом фильме «Камилла Клодель, 1915» Бруно Дюмон немного удаляется от своей манеры повествования и даже ненароком заглядывает на территорию моего любимого европейского автора – Ингмара Бергмана.

Подавляющая часть творчества Бергмана представляет собой исследование глубин человеческой психики. Великий швед часто обращается к теме взаимоотношений, однако делает при этом упор на интеллигенцию и интеллектуалов, способных выразить свои чувства словами. Сложная мотивация, базирующаяся на двойственной сущности людей, это скорее некая абстрактная динамическая конструкция, нежели детский пазл, имеющий конкретное конечное решение. При этом, конечно, Бергман – театральный режиссёр, который расширяет на большом экране рамки театра за счёт крупных планов и шикарного монтажа. Дюмон, разумеется, менее искусный художник, но при этом всё же заметный препаратор темнейших закоулков человеческой души от мира кино. Он в своих экспериментах, напротив, предпочитает использовать простых людей, эмоции и действия которых не находят выхода в виде словесного анализа. К примеру, жанр дебютного полного метра француза «Жизнь Иисуса» на одном из сайтов был иронично обозначен как «житие низов». С «Камиллой Клодель» всё несколько иначе: здесь всё тот же очень условный сценарий, много импровизации, непрофессиональные актёры, но мы имеем дело уже не с фильмом о люмпенах для умников. На первый план у Дюмона выходят аристократы в лице Жульет Бинош, исполнившей главную роль, и Жана-Люка Винсента, сыгравшего её брата. Оба ощутимо фальшивы. Лично меня в фильмах Дюмона всегда поражала фантастическая естественность «маленьких людей», им не приходится играть. Многозначительные взгляды, обретающие смысл в зависимости от контекста, это такой кулешовский трюк, который здорово работает, если его правильно применять. А вот станиславщина и попытки сыграть женщину на грани нервного срыва в окружении реальных сумасшедших – смело, но предсказуемо провально.

Сама история Камиллы Клодель, француженки, широко известной благодаря своему таланту скульптора и насильственному заточению в психиатрической клинике, имеет невероятно широкие возможности для толкования. Как она пережила 30 лет, находясь в постоянном контакте с сумасшедшими? Врач тоже находится в контакте с больными, но это стресс совсем другого уровня. Тем более, надо понимать, что врачи не просто так пытались убедить семью Клодель, что нужды держать Камиллу под замком нет, но никто так и не дал согласия на её освобождение. Однако, в итоге, вместо развития истории несчастной женщины, нам большую часть фильма приходится наблюдать за попытками Бинош выдавить из себя улыбку в каком-нибудь случайном эпизоде или закатить без каких бы то ни было причин истерику в окружении настоящих психически больных. Положение дел омрачает ещё и присутствие в кадре брата Камиллы, чьё воплощение на экране Жаном-Люком Винсентом необъяснимо ужасно. Фильму нужен был Пол Клодель, безусловно, но вся эта натужная болтовня никуда не годится. Я никак не ожидал такого упора на крупных планах и театральных страдальческих монологах, притянутых за уши. Дюмону обычно не требовалась помощь в виде банальных псевдо-философских рассуждений, а от смакования страданий отдаёт пародией на Бергмана. Сила французского автора была в недосказанности. И Бинош, и Винсент, кажется, совершенно не понимают, что происходит, они выглядят растерянными перед камерой, но когда они открывают рот, то это значительно усугубляет ситуацию. После таких сцен я всегда вспоминаю «Шёпоты и крики»: сколько эмоций пробегает на лице сестёр во время их жарких бесед? Живые глаза, в которых переход от раскаяния до насмешки и злобы мы ощущаем, даже не вслушиваясь в текст, микромимика, характерная для каждого человека, но часто не находящая себе места в кинопостановках – это всё признаки понимания всей сложности отношений человека с окружающими его людьми и с самим собой. Профессиональные актёры у Дюмона кажутся задеревеневшими. И это при том, что сумасшедшие и работники клиники выглядят предсказуемо безупречно. Дюмону не нужны помощники в виде профессиональных актёров, он мастерски работает с типажами, а не последователями системы Станиславского. В сценах с безумной мадам Люка видится старый-добрый киноманьяк, умеющий показывать без прикрас табуированные в Голливуде вещи. Да и эпизод с репетицией спектакля был бы идеален, если из него вырезали бы нелепую истерику Бинош. Мне всегда казалось, что снимать лучше всего о том, что ты лучше всего понимаешь и чувствуешь. Конечно, история кино знает Кубрика, поставившего сразу несколько гениальных фильмов, совершенно не похожих друг на друга, но я абсолютно убеждён, что лучше бы Дюмону оставаться Бруно Дюмоном, а не пытаться экспериментировать на поле чисто бергмановской эстетики. В его способностях снять, например, молодёжную комедию я тоже сомневаюсь. Новый опыт – это не так уж и плохо, если только подойти к этому с трезвой оценкой собственных возможностей и полным пониманием своих слабых и сильных сторон.

Читать еще:  Инжиниринг отзывы

Надо сказать, что со времён своих первых работ, Дюмон ощутимо продвинулся в ремесле. Для подобных режиссёров вообще характерна некоторая скупость в том, что касается формы, но правильное использование малой грубины резкости в отдельных эпизодах и эти потрясающе уместные порывы ветра говорят о том, что он сделал шаг в сторону эстетики Рейгадаса и Тарра. Несмотря на общий уровень его последних работ, я очень надеюсь на то, что Дюмон всё-таки ещё снимет своё «Сатанинское танго» или «Безмолвный свет», продемонстрировав свой яркий и индивидуальный подход к языку кино.

Рецензия на фильм «Камилла Клодель, 1915»

Впечатляющая артхаусная драма о страданиях женщины, преданной близкими и запертой в психбольнице

Южная Франция, 1915 год. Страдающая паранойей скульпторша Камилла Клодель (Бинош) вот уже второй год живет в психиатрической лечебнице. Хотя она заметно адекватнее прочих пациенток, врачи и медсестры не делают для нее никаких поблажек, и Камилла страшно мучается вдали от родных, друзей и парижской мастерской. Единственная отдушина в ее жизни – редкие визиты младшего брата Поля (Венсан). Который, собственно, и запер сестру в больнице, когда умер их отец.

Кадр из фильма «Камилла Клодель, 1915»

Одна из ключевых медицинских истин гласит, что больных лучше держать порознь. Ведь пациенты обычных больниц друг друга заражают, а пациенты «психушек» друг друга раздражают. Даже здоровому человеку трудно провести несколько часов в обществе шизофреника или аутиста. А каково человеку с расшатанной психикой в окружении душевнобольных? Именно поэтому для сознательного психиатра продолжительная госпитализация – крайняя мера. В начале XX века, однако, сознательных психиатров было мало. Очень мало.

Кадр из фильма «Камилла Клодель, 1915»

В то время на Западе многие психбольницы зарабатывали тем, что годами держали взаперти женщин, провинившихся перед семьями. Одной из таких несчастных была Камилла Клодель – ученица, любовница и муза Огюста Родена, автора «Мыслителя». Когда отношения Камиллы с мэтром завершились, женщину признали талантливой скульпторшей в своем праве, и в начале XX века ее работы неплохо продавались. Позднее, однако, Камилла пережила нервный срыв, и родные воспользовались этим, чтобы сплавить «блудницу» в желтый дом и держать ее там до самой смерти. Хотя врачи считали, что женщина может и должна жить самостоятельно.

Кадр из фильма «Камилла Клодель, 1915»

Если вышедший в 1988 году и номинированный на два «Оскара» фильм Брюно Нюиттена «Камилла Клодель» рассказывал о романе героини с Роденом, то картина Брюно Дюмона посвящена жизни Камиллы в больнице. При этом лента лишена артхаусного хулиганства и заигрывания с абсурдом, которые встречались в предыдущих творениях Дюмона («Жизнь Иисуса», «29 пальм», «Фландрия»). Новая «Камилла» – это реалистичное и минималистское изображение страданий нестабильной, но сравнительно здравомыслящей женщины, которая вынуждена прозябать в паноптикуме. Постоянные крики, стоны, смех без причины, искаженные уродством лица, бессмысленные прогулки, прием ванны у всех на виду и даже вечно шелестящий листвой ветер…Лечебница, показанная в фильме, как будто специально построена и организована, чтобы бесить и угнетать пациентку вроде Камиллы. Которой там явно нечего делать.

Читать еще:  Отзыв о bilet2018.com билеты на ЧМ 2018 в России

Ранние фильмы Дюмона можно было упрекнуть в любимом артхаусном грехе – затянутости. Действие «Камиллы» тоже развивается с черепашьей скоростью, но здесь это абсолютно оправдано. Чем сильнее раздражает тягучесть повествования, тем проще осознать, какой пыткой было прожить годы и десятилетия в таком ритме. И тем проще возненавидеть напыщенного индюка Поля, который так уверен в своей фарисейской непогрешимости, что, зайдя в храм, не слушает наставления кюре, а сам читает священнику лекцию о пути к Богу. Отличная игра Жан-Люка Венсана! Хотя главная звезда картины – это, конечно, безупречная и потрясающая Жюльет Бинош.

Все отзывы о фильме Камилла Клодель, 1915

Camille Claudel, 1915 (2013, Франция) , IMDb: 6.5

Отзывы пользователей

  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии

У вас обязательно должно получиться вынести за скобки притворное аллилуйя, ничего в действительности не означающее и ни к чему не обязывающее, для того, чтобы почувствовать истинное искупление на кресте, коим станет двойное ощущение собственной несвободы — абсурдное осознание души, что она заточена дуально в телесную сковывающую ее оболочку и в стены обители для людей с измененным восприятием действительности. Априори безнадежную попытку вырваться наружу предпринимать стоит едва ли — она лишь превратится в гениальным образом сыгранный Жюльет Бинош меланж обращенных в бесконечное небо устремлений, символом которых станет одинокий платан, так и не сумеющий обрести свои листья в лучах зимнего солнца Прованса, и резко сменяющий их симбиоз дрожи на губах, проекцию внутренней боли в покрасневших уставших глазах и ощущение собственного бессилия, которое будет выражено неловко слепленной и в страхе оброненной фигуркой из найденной в саду в попытке освобождения глины. Обретет ли Сизиф смысл в обсессивном закатывании камня в гору?

Вчера побывали с мужем на премьере. Обидно, что, несмотря на первый день проката и на не самый попсовый кинотеатр, в зале было всего несколько зрителей. Наверное, из-за того, что у нас не на слуху имя этой знаменитой скульпторши.

А, вообще, в конце 19 века Камилле Клодель пророчили большое будущее, называли гением, а ее работы считались одними из самых сильных того времени. Она с детства была очарована камнем и глиной и сразу поняла, что хочет стать художником или скульптором. В начале своего творческого пути Камилла брала уроки у Огюста Родена, а затем сама стала его музой, источником вдохновения, моделью и любовницей, но при этом не перестала творить, и делала это все лучше и лучше. Впрочем, фильм, который мы посмотрели, — это не фильм-биография. Точнее, не полная биография — фильм рассказывает лишь об одном годе жизни Камиллы Клодель. Правда, этот год, как и целая череда точно таких же последующих, составили почти половину ее жизни.

Наверное, судьба Камиллы — одна из самых страшных, которые только могут быть у человека. Через 8 дней после смерти ее отца, который всегда ее морально поддерживал, ее по инициативе ее брата Поля отправляют в психиатрическую лечебницу. До сих пор так толком никто и не знает: была ли больна Камилла. За восемь лет до этого у нее стали наблюдаться некоторые нервные расстройства, но, в целом, по свидетельствам многих, она, хоть и жила уединенно, но сохраняла рассудок. Да и потом, после нескольких лет проведенных в лечебнице, сами врачи рекомендовали брату, матери и сестрам Камиллы забрать ее домой. Но те наотрез отказывались. И если брат, хотя бы навещал ее там несколько раз в год, все остальные члены семьи не приезжали к ней ни разу, отвернулись навсегда. Это страшно.

Камилла так и умерла в лечебнице. Тогда ей было почти 79 лет. Всего же в больнице для умалишенных она провела 30 лет.

В общем-то, никакого особого действия в фильме нет. События в нем разворачиваются в аббатстве, где была расположена лечебница, — через два года после того, как Камилла Клодель была туда помещена. Посещение доктора, обеды и ужины, водные процедуры, прогулки в горы с послушницами, даже небольшой театр на территории аббатства, где играют сами пациенты. Казалось бы, ничего особенного. Только крики и стоны психически нездоровых людей, их жуткий смех, постоянное пребывание в такой атмосфере, ни одного письма от родственников за исключением брата и полное одиночество. Камилла показана в фильме, как совершенно адекватная и не потерявшая рассудок женщина, какой, скорее всего, она и была, по крайней мере, в начале своего «лечения». И каково же ей было находиться в такой среде.

Еще интересно, что в фильме «Камилла Клодель, 1915» на вторых ролях снимались настоящие психические больные. И в этом можно легко убедиться, едва увидев их лица. Для меня это было большим открытием, так как я, вообще, не представляю, как людей с такими заболеваниями, как показано, можно уговорить что-то делать на камеру.

Читать еще:  Litesound Белоруссия на Евровидение 2012 отзывы

Лично мне фильм понравился. Хотя, возможно, что понравился больше всего именно с точки зрения «профессионального» интереса. Когда-то давно я увлекалась психиатрией, и мне было интересно посмотреть на особенности поведения этих пациентов, пусть и в кино. А, вот, мужу кино показалось скучным. Так что, рекомендовать к просмотру этот фильм могу только тем, кому интересны эпизоды жизни Камиллы Клодель, тем, кто любит фильмы-биографии, или, кто, как я, заинтересуется его особенностями.

Камилла Клодель, 1915

Camille Claudel, 1915

Психологическая драма. История о французском скульпторе Камилле Клодель, чья одержимость мыслью, что ее завистники, также как и ее бывший любовник — Огюст Роден, преследуют ее, побудило семью Камиллы отправить ее в психиатрическую клинику на юге Франции. В фильме «Камилла Клодель, 1915» показаны ее бесконечные бдения в надежде найти понимание и признание ее таланта, а также в ожидании визита любимого брата, писателя Поля Клоделя.

Трейлеры 2

Кадры 11

Дата, вынесенная в заголовок фильма, многое объясняет. В 1915 году талантливая скульпторша Камилла Клодель (Бинош) давно находилась в психиатрической клинике. Многие исследователи считают, что основания для этого не было, а виноват во всем любовник и наставник Камиллы великий Роден. Маститый скульптор вдруг решил, что его ученица талантливее, позавидовал, отказался жениться… в общем, сломал девушке жизнь.

Весь фильм мы видим, как безрадостно проводит свои дни бедная Камилла. То плачет, то смеется. Долго сидит на скамейке и смотрит вдаль. Варит себе яйца и поглощает их вдали от собратьев по несчастью. Ведет сложную внутреннюю жизнь в тяжелых условиях.

Еще более безрадостно видеть актрису Жюльет Бинош, которая среди настоящих душевнобольных явно не тянет на загубленного гения. К финалу ее роль заключается только в умении молча и проникновенно смотреть в камеру. Но это по-настоящему умела делать только великая Грета Гарбо. И то в силу того, что режиссер в этот момент запрещал ей играть и думать. Бинош, наоборот, вкладывает в свою роль слишком много внутренней боли, но, в отличие от Изабель Аджани (сыгравшей Клодель в фильме 1988 года со всем жаром психозов и истерик), старается сдерживать себя настолько, что совершенно теряется в антураже.

Весь фильм героиня клянет Родена и ждет своего брата Поля — религиозного писателя, очень известного у себя на родине и практически неизвестного у нас. Камилла умоляет брата забрать ее из лечебницы, но он неумолим. Объясняя свое решение вопросами веры, Поль обрекает Камиллу на пожизненное заключение в стенах тюрьмы.

Данная экранизация может быть хоть как-то интересна тому, кто в курсе этой душераздирающей истории таланта, попавшего в жернова своего времени. Остальной же зритель просто будет недоумевать: кто все эти малоинтересные люди? Зачем появились на свет? И самое главное, почему про них снимают кино? В данном случае Брюно Дюмон пронаблюдал мир, от которого зрителю лучше держаться подальше. Он попросту неинтересен.

Новый фильм Бруно Дюмона, любителя шокировать зрителей неожиданными членовредительствами, на этот раз отправившего Жюльет Бинош в настоящую психушку.

Дата, вынесенная в заголовок фильма, многое объясняет. В 1915 году талантливая скульпторша Камилла Клодель (Бинош) давно находилась в психиатрической клинике. Многие исследователи считают, что основания для этого не было, а виноват во всем любовник и наставник Камиллы великий Роден. Маститый скульптор вдруг решил, что его ученица талантливее, позавидовал, отказался жениться… в общем, сломал девушке жизнь.

Весь фильм мы видим, как безрадостно проводит свои дни бедная Камилла. То плачет, то смеется. Долго сидит на скамейке и смотрит вдаль. Варит себе яйца и поглощает их вдали от собратьев по несчастью. Ведет сложную внутреннюю жизнь в тяжелых условиях.

Еще более безрадостно видеть актрису Жюльет Бинош, которая среди настоящих душевнобольных явно не тянет на загубленного гения. К финалу ее роль заключается только в умении молча и проникновенно смотреть в камеру. Но это по-настоящему умела делать только великая Грета Гарбо. И то в силу того, что режиссер в этот момент запрещал ей играть и думать. Бинош, наоборот, вкладывает в свою роль слишком много внутренней боли, но, в отличие от Изабель Аджани (сыгравшей Клодель в фильме 1988 года со всем жаром психозов и истерик), старается сдерживать себя настолько, что совершенно теряется в антураже.

Весь фильм героиня клянет Родена и ждет своего брата Поля — религиозного писателя, очень известного у себя на родине и практически неизвестного у нас. Камилла умоляет брата забрать ее из лечебницы, но он неумолим. Объясняя свое решение вопросами веры, Поль обрекает Камиллу на пожизненное заключение в стенах тюрьмы.

Данная экранизация может быть хоть как-то интересна тому, кто в курсе этой душераздирающей истории таланта, попавшего в жернова своего времени. Остальной же зритель просто будет недоумевать: кто все эти малоинтересные люди? Зачем появились на свет? И самое главное, почему про них снимают кино? В данном случае Брюно Дюмон пронаблюдал мир, от которого зрителю лучше держаться подальше. Он попросту неинтересен.

Источники:

http://rottenaparts.ru/film/camille-claudel-1915

http://www.film.ru/articles/kamilla-klodel-1915

http://www.afisha.ru/movie/215798/reviews/

http://kino.mail.ru/cinema/movies/770848_kamilla_klodel_1915/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector