Содержание
Московская ярмарка «4 Сезона». Первый опыт участия
Первая проба московской ярмарки. Давно хотели попасть в Москву со своими изделиями и измерять свое мастерство на столичном покупателе. О том, как прошла ярмарка «4 Сезона» для нас, что мы из этого вынесли и что планируем делать дальше.
Попасть на подобные мероприятия в Москве достаточно легко, но большую часть из них мы «пролетели» в сентябре, поэтому в ближайшем доступе была только одна ярмарка — «4 сезона». Почитали, посмотрели, подали на сайте заявку. Завки почти на все ярмарки подаются через их сайты с указанием одного из профайлов в соц. сетях. Админы ярмарок просматривают, присылают подтверждение, цены и условия. Вы выбираете, что для вас удобно и оплачиваете через Сбербанк. Квитанцию скидываете организаторам и выбираете по плану месте, где вы хотите встать. Просили скидку — мол, перелет дорогой и т.д. — не дали. Кстати, участие за 2 дня стоило 8000 рублей. В зависимости от курса — это либо нормально, либо много. При проходе таможенного контроля — вообще ничего не спросили, кроме того, что мы из Казахстана (на этом все вопросы отпали). Мы даже заикнулись, что едем на ярмарку — без разницы. Хотя мы заранее выпросили приглашение от организаторов.
Дают стандартно — стол 120х60 и 2 стула. Можно довезти своего оборудования. Без ограничений, лишь бы влезли. Просили до ярмарки договор заключить, но как-то в суете забылось и с нас не спросилось.
Проходило все это дело в центре дизайна — «Artplay». Место крутое, как нам показалось, стоит буквально забор-к-забору с «Винзаводом» (если кто был там). В «Artplay» множество всяких дизайнерских магазинов, выставок, британская школа дизайна и т.д. И все это располагается на территории бывшего завода «Манометр», выпускавшего суровую продукцию.
Заехали в 10.30. Встали без проблем за свой стол, под номером 48, как и обговаривали с организаторами. Ярмарка идет с 12.00 до 20.00. Хорошая черта — покупатели шли одинаково хорошим потоком с первой минуты и до последней. На ярмарке не было выставлено ничего нового, по сравнению с нашими алматинскими. Та же бижутерия, те же «недотильды», тот же мед-варенье-соленье, шоколад, куклы, доски, шапки, одежда, значки, мастер-классы по валянию войлока и плетению ловцов снов. Как-то так. Есть, конечно, и редкие исключения с интересными работами и хорошим исполнением.
Заработали мы хорошо, хоть и не окупили поездки всей семьи. Но, в принципе, если отправлять одного, то можно и выйти в плюс, и со временем, конечно, наработать себе клиентов. В этот раз мы безотказно сеяли свои визитки, рассказывали что мы и кто мы, чего порой уже неохота делать в Алмате. Получили приглашение на один из предновогодних фестивалей, разговаривали с одним из местных магазинов, который на пробу купил часть продукции, у нас брали видео-интервью. Движение есть и оно дает ощущение того, что нужно работать и дальше в этом направлении. Конечно, мы не можем всем этого советовать, так как у всех свой путь в ремесле. Сама ярмарка среднего уровня, в которой можно поучаствовать для интереса, мы же будем искать новые места в Москве и возможности для участия.
Общее же ощущение от самого факта участия очень и очень хорошее. Потому что было много приятных, интересных и полезных знакомств с хорошими людьми из разных городов и стран. Каждый поделился с нами своим ценным опытом и взглядом на ярмарочную Москву. Кому-то и мы остались не безразличны и это греет душу. Это все мы увезем с собой в Алмату.
Маркет «4 сезона»: что не так с рождественскими ярмарками?
5 и 6 декабря я принимала участие в рождественском маркете «4 сезона» в центре несовременного искусства «Стрелка». Послевкусие осталось двоякое — поэтому сразу хотелось бы обрисовать как плюсы, так и минусы; а вдобавок к ним добавить и ещё одну большую проблему, разрешение которой зависит не только от организаторов.
Сразу замечу, что это моё далеко не первое участие в ярмарках (если точнее, то уже четвёртый год), но собраться с мыслями и написать полноценный пост удалось лишь после длительного наблюдения.
Начну я сразу с плохого — как известно, оно всегда бросается в глаза.
Во-первых, при оплате места, обещалось следующее: угощения (чай + печеньки), комната для вещей и одежды, примерочные и зеркало для участников с одеждой, рекламу каждого (. ) участника в группе и рекламу в крупных интернет-ресурсах. Во-вторых, сама система заезда на маркет в информационном письме (присланном за два дня) представлялась таким образом: к 11:30 мастера заезжают на площадку, до 13:00, времени начала маркета, заключают с организаторами договор, которые будут находиться у одной из лестниц. Там же просилось не привозить с собой дополнительную фурнитуру, но (!) внезапно обрисовывалась проблема плохого освещения и советовалось захватить дополнительное освещение.
Если с подкладками, стеллажами и освещениями в основном столкнутся новички, и это нельзя поставить в вину (ведь, в самом деле, сколько в интернете информации), то с остальным вышло. не очень хорошо.
Чая и печенек (бесплатного, как обещалось) не было. А еда там, к слову, была хоть и приемлимых цен, но на полноценный обед — или хотя бы вкусняшку с чаем — тратилось рублей 500. Или чай с печеньками были, но никто их местоположения не знал. Не сообщалось. Комнаты для вещей и одежды не оказалось. Куртки и пуховики валились на стулья, а сумки (у кого-то и чемоданы) кое-как запихивались под столы. Атмосфера рынка и молосольных огурцов приятно радовала глаз. Далее, проблема, с которой столкнулась не я сама, а моя соседка по столу — зеркало-то было, но одно на всё помещение. Вообще одно. Все опытные мастера уже с собой захватывали кругленькие зеркальца, а вот некоторые оказались не готовы. О примерочных-ширмах ничего не скажу, так как сама не находила.
Реклама, ну. За день до маркета я зашла в официальную группу ВКонтакте — от лица группы писалось о выборочных мастерах. Предложения прислать о себе информацию и фотографии для своеобразного пресс-релиза. Мастера сами писали о себе. А в обещанных крупных интернет-сообществах рекламу я лично увидела от одного до двух раз — и не за месяц до маркета, а за несколько дней.
- юридическая сторона вопроса
И ещё один момент. Ярмарка длилась 2 дня, по 7 часов каждый день. Мало того, что 2/3 участников так и не увидели в глаза организаторов (вроде бы на второй день ходили и спрашивали о кондиоционерах), так и вышло, что в назначенный час первого дня на месте за столом с планами никого не оказалось. Кто в итоге-таки заключил договор — непонятно. Ни один из наших соседей так точно. Напрашивается вопрос: а зачем тогда он был?
- расположение и форс-мажоры
Был ещё один казус, но форс-мажорный — в субботу закрыли станцию метро Кропоткинская и часть красной ветки, поток людей был крайне маленьким. Что до самого расположения. но об этом чуть позже. А вот электричество работало без перебоев — только искать места розеток приходилось самим под завалами сумок.
С других отзывов о «4 сезонах» я сделала непонятный вывод: многие писали о каких-то вещах с АлиЭкспресс, странный выбор мастеров. На самом маркете оно всплыло: было не очень понятно, посвящен маркет хэнд-мейду или шапкам фабричного производства с того же АлиЭкспресса. Которые, кстати, шли лучше всего
Отсюда, в общем-то, мне бы хотелось обратить внимание на проблему рождественских ярмарок в России в целом. Ту самую глобальную проблему. Потому что организационную сторону вопроса всегда можно улучшить, а вот некое другое.
- отношение к хэнд-мейду
Которое очень интересное. Ну правда, ну зайдите на любой женский сайт или форум, создайте тему «ваше отношение к хэнд-мейду» — вы правда думаете, что напишут о ценности ручной работы? Нет. «Самопал», «бабушкины вещи». Не в определенных случаях, а в большинстве своём. Да даже в видео о людях, создавших магазин авторской бижутерии на дизайн-заводах, они говорят, что хотят отойти от понятия «хэнд-мейда», ведь оно — для домохозяек, ведь оно — для бесталанных барышень!
А более юная и рукастая аудитория ещё и заявит, что сама сделает не хуже. И дешевле.
Что поделать, такой уж менталитет в России — если вещь сделана руками, её ценность моментально летит в тартарары. Если фабричная — сразу повышается. А если бренд — то точно оторвут с руками!
У ЛивМастера есть аудитория. Но за счёт этой аудитории на маркетах не выедешь. Особенно учитывая цены на некоторые авторские работы. Потому что в кругу людей, которые могут позволить себе купить сумку с японской вышивкой за 10-15 тыс. руб., оно не будет понято, и человек волей-неволей пойдет да и купит сумку Фурла на распродаже. Потому что статусно и не самопально.
- культ ярмарок и маркетов в России
Которого просто нет. Это в западной Европе и Скандинавии ходить на маркеты перед Рождеством и Новым Годом, покупать там вещицы в подарок — это традиция. А сколько ваших знакомых подарки покупают не в ИКЕЕ, а на ЛивМастере?
И. расположение. Строение европейских городов такое — в центре города есть площадь (с ратушей/собором), откуда радиально расходятся улицы с магазинами и жилыми домами. Старая часть города. Современные постройки находятся за пределами исторического центра. И вот в этом самом центре течёт вся жизнь города; коренные жители знают и привыкли, куда пойти за подарками и рождественским настроением, а для туристов об этом написано в каждом путеводителе, и сама подарочная индустрия сильно заточена на туристических поток во время праздников. У нас рекреационку развивают плохо.
У нас пытаются. Привозили Старсбургскую ярмарку на Красную Площадь. Ставят палатки. Но продается там точно не хэнд-мейд. Из всех моих многочисленных знакомых и друзей, за несколько лет их никто не посетил и даже не подумал о возможности. Это тоже сказалось на «4 сезонах» — далёкое месторасположение, до которого надо доехать, найти, дотопать; может из 100 человек один и вынюхает, а остальные. Да тут ещё и станцию метро закрыли.
Что делать. Ну, это глобальные проблемы, двумя маркетами их не решить. Организацией не исправить. Нужна, понимаете, атмосфера. И её не оказалось.
Другим не взять. Нужна атмосфера. На маркете атмосферы не было. Может, проходи он в 20-х числах, то сгладилось бы, а тут.
В первый день музыку включили часа через 3-4 и совсем не рождественские песни. На второй, впрочем, ставили их. Около входа стояла низенькая ёлочка под завалами сумок, на фоне грязно-серых стен; само пространство маркета кое-как украшалось мастерами. Кто-то повесил зелёную мишуру на балки под потолком и развесил игрушки, кто-то ставил светящихся дедморозов и развешивал гирлянды, кто-то не делал ничего. Но атмосферы праздника не было. Всё в глазах пестрело, было разрозненно, в разной стилистике, совершенно противоречило друг другу — и это портило общую картину. В прибавку к сваленным сумкам под столами.
Приехали, значит, бурановские бабушки на Всероссийский рынок достижений народного хозяйства, достали солёные помидорки, огурчики да чесночки, развесили — и айда продавать! Понятно, что потом придёт фотограф и всё красивенько сфотографирует, но, кажется, мастера и посетители сюда ехали не за красивыми фотографиями после.
Такое впечатление и складывалось.
Кстати, ничего не продалось не только у меня — у достаточно большого количества мастеров. И прежде чем начнется, что «у них плохая продукция», я сразу задам вопрос — а зачем пропускать на маркет плохих мастеров? Для массовки? И как же тогда сделать качественное мероприятие? Значит, посчитали нужным пропустить.
У маркета были плюсы. То, что он вообще проводился, интересные работы, необычная еда (японское мороженое и вкусный глинтвейн), мастер-классы — но уже к концу первого дня, за три часа до окончания, все мастера уткнулись в телефончики, а во второй день просто общались друг с другом и работали над новой продукцией, пришивали бирки и пр., ни на что не рассчитывая (зачем тратить время впустую?).
Маркеты проводить должно и нужно. Но есть проблемы — и пока они не будут решены, продажи будут плохо идти у мастеров, а популярность ярмарок падать и на новый уровень они не выйдут. А застойное и не развивающееся в итоге затихает.
Помочь во всём этом организаторам могут и сами мастера. Главное — желание с обеих сторон.
Довольна ли я поездкой и маркетом в целом? Да.
Буду ли я принимать участие дальше и советовать его? Нет. По крайней мере, пока не будут сделаны шаги навстречу и ситуация не начнет улучшаться.
Источники:
http://yvision.kz/post/577522
http://www.livemaster.ru/topic/1564325-market-4-sezona-chto-ne-tak-s-rozhdestvenskimi-yarmarkami